#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В Норильской художественной галерее на Талнахской, 78, открыли выставку «Шедевры мирового изобразительного искусства». Коллекция факсимильных репродукций, хранящихся в фондах галереи с 1990-х годов, отражает наиболее важные периоды развития мирового искусства: от наскальных рисунков до Пикассо и Шагала.
Один перечень имен – Рафаэль, Рубенс, Эль Греко, Брейгель Старший, Ренуар, Моне, Дега и далее – способен вызвать интерес любителей изобразительного искусства, знающих о качестве репродукций, подаренных больше полувека назад Надей Леже коллекционеру из Норильска. История Ивана Рехлова и его знаменитой коллекции, а также причастность к ней еще более знаменитой француженки с русскими корнями Ходасевич-Леже, делают каждую выставку «Шедевров» событием.
Зрителям есть, на что смотреть – факсимильные репродукции отпечатаны на холстах и доработаны вручную. Галеристам есть, о чем рассказывать. Тем более что в экспозицию на этот раз включили все 78 копий из рехловского наследия. По словам заведующей научно-экспозиционным сектором галереи Елены Ефремовой, для нее лично это долгожданная возможность насмотреться на любимых импрессионистов.
В свое время Надя Леже отправила комплекты факсимильных репродукций в адрес Музея изобразительных искусств имени Пушкина, на свою первую родину в Белоруссию, в Новосибирск.
Комплект для Норильска она присоединила к этим адресам после того, как узнала, что издательство отказало в репродукциях норильскому коллекционеру Рехлову.
Известно, что в 1950-х рабочий из Норильска Иван Рехлов впервые написал сразу во все ведущие издательства мира с просьбой выслать каталоги с образцами продукции. На просьбу начинающего коллекционера тогда откликнулись почти все и отправили в город у мира на окраине не только каталоги, но и репродукции. Из них он организовал выставку на Никелевом заводе, где работал тогда дробильщиком.
С каждой выставкой самый северный коллекционер приобретал все большую известность, о нем писали газеты и журналы. Рехлов получал дары не только от издательств, но и от художников, коллекционеров, государственных деятелей.
В 1962-м в управлении Медного завода Иван Рехлов выставкой подаренных подлинников Рокуэлла Кента открыл общественную галерею. Однажды, чтобы пополнить коллекцию репродукциями шедевров из музейного комплекса в Брюсселе, он написал бельгийской королеве. Королева разрешение дала.
История с Надей Леже случилась незадолго до отъезда Рехлова из Норильска. Иван Варламович предлагал свою коллекцию городу, но, увы, тогда, в 1969-м, для нее не нашлось помещения. В благодарность коллекционеру присвоили звание заслуженного работника культуры РСФСР и даже внесли в книгу почетных граждан города. Правда, звания стали присваивать позже, в 1975 году, поэтому в официальном списке почетных Иван Рехлов не значится.
Собранное норильчанином стало основой Шушенской народной галереи, а в конце 1990-х перешло на хранение в музей-заповедник «Шушенское». Часть коллекции приобрела Норильская галерея. Кстати, выставки из Шушенской картинной галереи были первыми на Талнахской,78.
В перестроечные времена выяснилось, что Рехлов коллекционировал и так называемое «репрессированное искусство». Например, он сохранил для истории акварели Херберта Мангольдса, участвовавшего в Парижской международной выставке 1933 года. Выпускник Латвийской академии художеств был одним из руководителей, вместе с Лоем и Шульжинским, первой норильской изостудии.
Выставка, на которой представлено пять Ренуаров, четыре Моне, шесть Пикассо, один Шагал и еще 66 шедевров мирового изобразительного искусства, будет экспонироваться в галере до 27 февраля. Ранее «Таймырский телеграф» рассказывал о поступлении в музей портретов норильчан работы художника Павла Красноярова.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Валентина Вачаева
Фото: Музей Норильска и архив редакции