#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию архивных снимков разных лет из истории Норильска.
В 2021-м юбилей не только у самой северной железной дороги, но и у Дня железнодорожника. Впервые этот профессиональный праздник в российском календаре появился в позапрошлом веке. Дату – 28 июня 1896 года – приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта.

Праздником и выходным днем этот день был до прихода советской власти. В СССР возобновили традицию только в 1936 году, что совпало с днем рождения Норильской железной дороги.

Неизвестно, праздновали ли 30 июля 1936 года в Норильске. Вряд ли. Летом в 1936-м началась прокладка второй узкоколейки из Норильска в Дудинку. Будущая Норильская железная дорога была на сто километров протяженнее 14-километровой линии, соединившей в феврале Нулевой пикет с пристанью на Норилке.
«Ледяная» дорога Норильск – Дудинка открылась 17 мая 1937-го, а в июне, когда насыпь, сделанная местами из торфа, веток, снега и льда, стала разрушаться, закрылась.

В постоянную эксплуатацию узкоколейка вступила только зимой, когда было подготовлено нормальное земляное полотно, однако после каждого весеннего паводка приходилось восстанавливать мосты через речки Амбарную, Косую, Дуромой, Далдыкан.
Лес для их строительства заключенные Норильлага доставляли в вагонетках под парусом, что было легче, чем толкать их вручную.

Перед началом войны, в 1940-м, День железнодорожника перенесли на первое воскресение августа. К этому времени на строящемся комбинате организовали отдельное подразделение железной дороги, а августе 1941 года вместе с узкоколейкой стал действовать первый пятикилометровый участок дороги с шириной колеи в 1524 миллиметра.
Дальнейшее строительство отодвинула война. Первый поезд по широкой колее пришел из Дудинки в Норильск в 1952-м, а через год началась разборка путей узкоколейки. Фрагменты исторической узкоколейки сохранялись и в 1980-е годы.

Когда на комбинате заговорили о том, что пришедший в негодность мост через Амбарку нужно сжигать, за историческую реликвию вступился начальник дороги в 1986–1994 годах Александр Мороз. Общими усилиями мост не только сохранили и привели в порядок, но и установили на нем паровоз-памятник. Местные железнодорожники нашли его в Украине, в Гайворонском локомотивном депо: он был из той же серии, что бегали из Дудинки в Норильск и обратно в тридцатые-сороковые годы. На следующий год у паровоза круглая дата: его открыли в День железнодорожника в 1992 году.

Почти через два десятилетия пришедший в аварийное состояние мост через Амбарку демонтировали. Его точная копия на прежнем историческом месте вместе с паровозом получила статус мемориального комплекса в честь первостроителей Норильска.

Демонтаж моста и временное отсутствие паровоза на Амбарке вызвали бурные обсуждения в городе: норильчане опасались, что лишатся памятника истории. Но вот уже десять лет все уезжающие и приезжающие в город видят и мост, и паровоз. А железнодорожники по-прежнему радуются, что их профессиональный праздник приходится на август. Летом не нужно бороться со снежными заносами. Правда, вечная мерзлота, отступая вглубь, делает полотно подвижным, но за 85 лет самые северные железнодорожники научились с ней справляться.
В прошлых выпусках фотопроекта «Автографы истории» мы рассказали о том, что первые мосты Норильска делали из дерева и льда, а норильская электричка прибывала прямо к Ленинскому проспекту.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Валентина Вачаева
Фото: архивы норильчан