#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики разработали техническую платформу для цифрового моделирования северного завоза. Сейчас ее тестируют в Якутии с перспективой распространения на весь Север.
В базе данных более двух тысяч маршрутов. Модель включает 1,5 тысячи единиц транспорта, 65 портов и перевалок, более 630 населенных пунктов, более 200 аэропортов и аэродромов, более 35 поставщиков.
Создатели «цифрового двойника» рассчитывают, что он принесет сокращение затрат на северный завоз, повышение продовольственной и энергетической обеспеченности населения северных территорий, снижение стоимости продукции и расширение ассортимента, а также сокращение рисков при поставках.
Законопроект о северном завозе планируют внести в Госдуму в этом году. Коллапс в восточной части Северного морского пути, где в конце 2021 года на подходе к Певеку попали в ледовый плен несколько десятков судов, обнажил самые острые проблемы северного завоза. «Росатом» и Минтранс решили пересмотреть правила судоходства на Севморпути.
Кроме того, юридическое определение северного завоза отсутствует как таковое. Специалисты говорят о необходимости выделять социально значимые грузы, которые должны доставляться и обрабатываться в портах в первоочередном порядке, создавать неснижаемый складской запас.
Северный завоз затрагивает частично или полностью 25 регионов России, в которых живут 2,9 миллиона граждан. Для них ежегодно перевозят более трех миллионов тонн различных грузов.
Основные проблемы, возникающие в процессе северного завоза, связаны со сложными климатическими условиями, ограниченными сроками навигации, отсутствием взаимодействия различных ведомств, регионов и частного бизнеса, недостатком флота соответствующего ледового класса, ограниченной пропускной способностью портов, отсутствием системного централизованного планирования и несовершенством нормативной базы.
Ранее «Таймырский телеграф» писал, что новые ледоколы должны обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Также мы сообщали, что «Норникель» и финская верфь Helsinki Shipyard Oy строят новый ледокол.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Денис Кожевников
Фото: Денис Кожевников и Николай Щипко