#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Михаил Потапов был железнодорожником, работал на Московско-Казанской железной дороге. Там его изобретение – «травосжигалка» – заинтересовало маршала Тухачевского и было взято в оборонную промышленность. В 1937 году Потапова арестовали, в том числе и за связь с опальным маршалом, осудили на десять лет.

В Норильск Потапов попал в 1939 году, после Соловков. Сначала он был на общих работах. В 1940-м Потапову поручили организовать систему снегозащиты в Норильске.

С 1943 года его группа стала опытно-исследовательской станцией. Именно тогда родились главные его изобретения по усовершенствованию методов борьбы со снегом.

Расчистку заносов сначала вели вручную. Ежедневно этим занимались до четырех тысяч человек, убытки доходили до восьми миллионов рублей в год. Потапов пешком прошел стокилометровую трассу до Дудинки, составил проект размещения стационарных снегозащитных заборов вдоль узкоколейки.

Он придумал снегопередувающие заборы совершенно новой конструкции: ветер с такой силой вырывался из-под них, что сметал снег с дороги.

В 1950 году Михаил Потапов получил авторское свидетельство на снегозащитные сооружения своей конструкции.

Норильчане прозвали его Дед Снегодуй. Была даже местная шутка: «Снегодуя встретил – быть пурге!» В 1944 году он был досрочно освобожден – помог Завенягин.

В 1950 году при «чистке» ИТР Потапова сократили, он уехал в Канск. Там – вторичный арест по старому делу, ссылку разрешили отбывать в Норильске. В 1954-м Потапов умер.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, почему один из проездов Норильска назвали в честь Владимира Котульского.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»