12+

За зиму в Норильске выпадает около 80 миллионов кубометров снега

08 октября 2021, 18:50

Снежные заносы для города были и остаются проблемой.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В 1930-х годах, пока Норильск не научился справляться со снежной стихией, повседневная работа и жизнь нередко замирали с приходом очередной метели.

Улица Заводская, 1944 год

Траншеи снега достигали 15–20 метров в высоту. Пробовали накрывать их лесом, чтобы получились крытые галереи, но и это не спасало.

На чистку от заносов уходили колоссальные средства. За зиму авральные работы проводили 15–17 раз.

В январе 1937 года в Норильске создали первую опытную станцию снегоборьбы.  Это случилось даже раньше, чем в поселке появилась первая транспортная контора.

Первые единичные снегоочистители «охраняли» железную дорогу, она страдала больше всего. В 1936 году, когда проложили первые железнодорожные пути, вдоль них появились и первые в Норильске снегозащитные заборы, или щиты Потапова (по имени того, кто их придумал).

На заднем плане справа – ряд щитов Потапова

Но, несмотря на все усилия, снегопады останавливали работу железнодорожников практически каждую зиму: составы сходили с рельсов, локомотивы полностью заносило снегом, гибли машинисты.

Первые электрички в Норильске стали ходить в начале 1960-х

Не успевали расчистить пути, как начиналась новая пурга. Одним из самых главных «полководцев» на этой войне со стихией был Михаил Потапов. Железнодорожник, инженер, изобретатель, сосланный в Норильск «враг народа». Норильчане прозвали его Дед Снегодуй, была даже местная шутка: «Снегодуя встретил – быть пурге!».

Норильск, 1956 год

Очень долго основным оружием в снегоборьбе была лопата. Дорогую механическую снегоуборку применяли в основном на расчистке дорог, бульдозеров не хватало.

Так продолжалось до 1955 года, когда Норильск столкнулся с «необходимостью перехода на механизацию всех основных процессов». В этой туманной формулировке, взятой из документов тех лет, скрывается простой факт: Норильлаг закрывался, зэков освобождали, и некому стало с лопатой наперевес, врукопашную ежедневно бороться со снегом.

В 1955-м из состава Центральной автоколонны в самостоятельное подразделение выделился цех механизированной снегоборьбы. Как докладывали на Норильской научно-технической конференции в 1958 году, в городе снегоуборкой охватывали лишь улицы и проезды, и то только 20 процентов от общей площади. О вывозе снега из дворов речь не шла. И позже, в 1970-х и в 1980-х годах, огромная гора снега в каждом дворе и прочищенный периметр вдоль подъездов были типичным дворовым пейзажем.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первая скорая помощь в Норильске была конной.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Светлана Самохина

Фото: Николай Щипко и архив Заполярного филиала «Норникеля»

08 октября, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности