#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В 1930-х годах, пока Норильск не научился справляться со снежной стихией, повседневная работа и жизнь нередко замирали с приходом очередной метели.
Траншеи снега достигали 15–20 метров в высоту. Пробовали накрывать их лесом, чтобы получились крытые галереи, но и это не спасало.
На чистку от заносов уходили колоссальные средства. За зиму авральные работы проводили 15–17 раз.
В январе 1937 года в Норильске создали первую опытную станцию снегоборьбы. Это случилось даже раньше, чем в поселке появилась первая транспортная контора.
Первые единичные снегоочистители «охраняли» железную дорогу, она страдала больше всего. В 1936 году, когда проложили первые железнодорожные пути, вдоль них появились и первые в Норильске снегозащитные заборы, или щиты Потапова (по имени того, кто их придумал).
Но, несмотря на все усилия, снегопады останавливали работу железнодорожников практически каждую зиму: составы сходили с рельсов, локомотивы полностью заносило снегом, гибли машинисты.
Не успевали расчистить пути, как начиналась новая пурга. Одним из самых главных «полководцев» на этой войне со стихией был Михаил Потапов. Железнодорожник, инженер, изобретатель, сосланный в Норильск «враг народа». Норильчане прозвали его Дед Снегодуй, была даже местная шутка: «Снегодуя встретил – быть пурге!».
Очень долго основным оружием в снегоборьбе была лопата. Дорогую механическую снегоуборку применяли в основном на расчистке дорог, бульдозеров не хватало.
Так продолжалось до 1955 года, когда Норильск столкнулся с «необходимостью перехода на механизацию всех основных процессов». В этой туманной формулировке, взятой из документов тех лет, скрывается простой факт: Норильлаг закрывался, зэков освобождали, и некому стало с лопатой наперевес, врукопашную ежедневно бороться со снегом.
В 1955-м из состава Центральной автоколонны в самостоятельное подразделение выделился цех механизированной снегоборьбы. Как докладывали на Норильской научно-технической конференции в 1958 году, в городе снегоуборкой охватывали лишь улицы и проезды, и то только 20 процентов от общей площади. О вывозе снега из дворов речь не шла. И позже, в 1970-х и в 1980-х годах, огромная гора снега в каждом дворе и прочищенный периметр вдоль подъездов были типичным дворовым пейзажем.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первая скорая помощь в Норильске была конной.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: Николай Щипко и архив Заполярного филиала «Норникеля»