12+

Механический завод создали, чтобы выпускать для комбината свои запчасти и «нестандарт»

23 марта 2022, 18:15

Одним из первых станков был гвоздильный: гвозди делали из огарков электродов.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Первая ремонтная база будущего комбината была построена еще в 1937 году на берегу Куропаточного ручья в обычном сарае. На техническом вооружении небольших ремонтно-механических мастерских было лишь три токарных станка, один из которых наполовину выступал на улицу.

Панорама цехов Центрального ремонтно-механического завода, 1940 год

25 июля 1941 года – дата основания Механического завода. В этот день объединили ремонтно-механический, литейно-кузнечный и котельный цеха.

Строгальщица, 1945 год

Строившийся Норильский комбинат получил тогда возможность самостоятельно обеспечивать свои подразделения запасными частями, нестандартным оборудованием, металлоконструкциями, прокатом и другой машиностроительной продукцией.

Строительство литейного цеха, 1941 год

Причиной организации Механического завода стала война. С материка привозили только самое необходимое, большинство оборудования и запчастей делали на месте из местных же материалов. Например, сварщики сдавали огарки электродов, и из этого «сырья» делали гвозди, которых не хватало строителям.

Разливка стали по формам в литейном цехе Центрального ремонтно-механического завода, 1944 год

Начальник Центрального ремонтно-механического завода (ЦРМЗ) Владимир Лебединский, он же – один из первых летописцев Норильска, вспоминал, что все заказы, которые получал завод, были на индивидуальные детали:

«Очень сложные, иногда явно невыполнимые. Помню, из Германии по репарациям пришла турбина мощностью 25 тысяч киловатт. У нее оказались поврежденными 52 лопатки. Харьковский турбостроительный и Ленинградский металлический заводы отказались изготовить недостающие лопатки, сообщив, что это невозможно. Тогда лопатки приказали изготовить на ЦРМЗ. И установили срок – шесть месяцев. Изготовили!»

Механический завод, 1956 год

В 1953 году Центральный ремонтно-механический завод переименовали в Механический. Так он называется и сегодня, входя в состав Норильского обеспечивающего комплекса.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что улицы Ломоносова и Анисимова когда-то были единым целым.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

23 марта, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности