#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
В первых норильских автобусах плата за проезд не была фиксированной: единого тарифа не было, кондуктору платили за число остановок, которые проехал пассажир.
Расписание движения тоже было довольно условным: на улицах работали линейные регулировщики, которые перенаправляли автобусы туда, где они нужнее.
В конце 1960-х годов началась масштабная реорганизация общественного транспорта. В то время Норильск стал стремительно расти, на глазах появились новые улицы – Ленинградская, Талнахская, Нансена, Орджоникидзе, Красноярская, Бегичева. Вслед за ними появлялись новые остановки и внутригородские маршруты.
Все это требовало новой схемы работы транспорта. Начали с изучения пассажиропотока: норильские студенты временно стали счетчиками. Затем маршруты разделили на городские и пригородные. Для городских установили единый тариф – десять копеек, ввели и проездные на месяц.
На пригородных автобусах стоимость проезда по-прежнему зависела от числа остановок – каждая по пять копеек. Так, путь от Норильска до Валька суммировался в 20 копеек, а до Талнаха – уже в 45. Деньги эти отныне складывали в кассы-копилки – кондукторов упразднили.
Однако расчет на пассажирскую честность не оправдался, и Норильск одним из первых в РСФСР перешел на бескассовое обслуживание. В феврале 1973 года в автобусах появились компостеры, которыми пробивали (или попросту дырявили) заранее купленные билетики.
В том же 1973-м в Норильске появились первые теплые автобусы производства Львовского автозавода. 1970-е годы характеризовались резким увеличением спроса на автобусные пассажирские перевозки. Горожан нужно было возить в Талнах, Кайеркан, Алыкель, на строящуюся «Надежду». Старые автобусы ЗИЛ-158 и небольшое количество пазиков не справлялись. А закупленные ЛАЗ-695М, а также появившиеся в тоже время ЛиАЗ-677 долгие годы служили норильчанам верой и правдой, а последние ездили по городу еще в 2010-х годах.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о норильской электричке, которая прибывала прямо к Ленинскому проспекту.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»