#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В PolArt-резиденции Музея Норильска прошла презентация коллективного творчества норильчан с участием августовского резидента Стаса Багса.
Гости вернисажа по достоинству оценили находки местных арт-художников и их куратора. Находки в прямом и переносном смыслах. Для авторского высказывания о времени, Норильске и себе участники проекта две недели исследовали окрестности озера Долгого, Старого города, побывали в историческом здании бывшей научно-технической библиотеки, где скоро появится новое общественное пространство «Башня».
Коллективные походы сопровождались сбором артефактов и арт-интенсивом от Стаса Багса. В результате в экспозиции появилась инсталляция Александра Елисеева из старых библиотечных книг под названием «Нужны руки».
Из выброшенных предметов домашнего обихода и промышленного мусора Марина Петрова и Вероника Дрюмова соорудили символическую гору Шмидта и композицию «Мы за разумное потребление».
Не обошли вниманием посетители выставки и кураторскую находку – «Трубочки заводские» – болты с гайками, упакованные, как кондитерские изделия в супермаркетах, правда, без ценников.
Работы мастера в экспозиции можно было вычислить по отсутствию этикеток с именем автора. Его графика (в основном) объединяла и дополняла высказывания местных арт-художников, для большинства которых это был первый выставочный опыт.
Впервые попробовали себя в современном искусстве галеристки Марина Петрова и Вероника Дрюмова, медицинская сестра Софья Рыбачевская. Не была прежде замечена в арт-практиках и тележурналист Василиса Матюшкина, представившая две фотофантазии, на одной из которых Норильск преображен в родной город Стаса Багса Санкт-Петербург.
Дебютанткой в PolArt-резиденции называет себя и многогранная Дарья Утробина, чьи работы уже экспонировались и в художественной галерее, и на выставках в Агентстве развития Норильска. Ее новая живописная композиция родилась из пейзажа с трубами озера Долгого, причем художница, хоть и обошлась в этот раз без сусального золота, ярких красок для своего «Нереального Норильска» не пожалела.
Всего в финальной выставке приняли участие семеро смелых норильчан, работавших, по словам Станислава Иванова (он же Стас Багс), как одна команда:
«Для меня результат экспедиции не столько выставка, сколько объединение, которое у нас случилось буквально с первой встречи. Удачей я считаю то, что своим приездом сюда я подтолкнул этих людей на что-то новое, а они дали мне то, что обязательно пригодится в моей дальнейшей творческой истории. Обмен и взаимодействие помогли мне почувствовать город, который я увидел впервые. Я влюбился в него, хотя до конца не понял. Хочу приехать сюда в минус 50».
Для норильчан, попробовавших себя в предметно-ориентированном искусстве, по признанию большинства, магнитом стала личность резидента: его творческий бэкграунд, увлеченность современным искусством и умение все про него объяснить.
Никогда не рисовавшая Софья Рыбачевская не скрывает, что рискнула примкнуть к художникам сразу после первой встречи с новым резидентом. И не пожалела. В экспозицию вошли видеофильм и фотоколлаж дебютантки, отвечающие всем требованиям проекта.
Стрит-арт-художник Стас Багс окончил в свое время знаменитый Герценовский университет, причем факультет естественных наук, после – там же, в Санкт-Петербурге, – институт ProArte. Уличным искусством, по его словам, занимается лет с тринадцати.
Сегодня 37-летний художник попробовал себя практически во всех направлениях современного искусства. Самыми известными работами Стаса Багса считаются инсталляции «Ярость» с распиленным пианино, «Теплое антропоморфное тело из серии «Память», картина «Все очень интересно, но * непонятно».
Выставки Стаса Багса проходили в России, Франции, Германии, Македонии, Финляндии, Дании. Художник намерен организовать показ своих работ и в Норильске. Точную дату он пока не назвал, но сообщил, что непременно продолжит общение со своей норильской арт-группой.
Ранее «Таймырский телеграф» писал о выставке живописи «сибирского Матисса» Андрея Поздеева.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Валентина Вачаева
Фото: Олеся Химич, Музей Норильска и Марина Хорошевская