12+

В Проектном офисе развития Арктики обсудили международное значение Севморпути

10 августа 2021, 13:55

В круглом столе участвовали и иностранные эксперты.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Проектный офис развития Арктики (ПОРА) и Фонд Горчакова провели круглый стол по вопросам международного значения Северного морского пути, кратчайшего морского маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком.

Как отметил директор информационно-аналитического центра ПОРА Игорь Павловский, транзит через Севморпуть не даст выгоды даже в случае полного отступления льда.

«Вопрос развития Севморпути – это вопрос не транзита, а создания транспортного коридора, который будет обслуживать в первую очередь интересы экономики России. Что означает развитие портов-хабов в Мурманске и на Дальнем Востоке, развитие сервисной инфраструктуры по всему маршруту в Северном Ледовитом океане», – уверен он.

По словам старшего научного сотрудника сектора внешней и внутренней политики США Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Павла Гудева, с точки зрения международного морского права развитие транзитного потенциала Севморпути и его текущий правовой статус абсолютно несовместимы.

«В отношении Севморпути применима статья 234 Конвенции ООН по морскому праву «Покрытые льдом районы», которая дает России как прибрежной стране преимущественные права по контролю за судоходством «в районах, большую часть года покрытых льдами». Если в Арктике действительно потеплеет, положения статьи работать перестанут. Концепция правового статуса СМП состоит из комплекса аргументов, и, если один из них потеряет силу, вся концепция будет оспариваться нашими оппонентами», – сказал Павел Гудев.

Участники круглого стола пришли к выводу, что Севморпуть важен для внутреннего развития России, поскольку может обеспечить как межрегиональные перевозки, так и торговые связи с другими странами.

Для обеспечения регулярного использования трасс СМП требуется техническое оснащение, в том числе расширение ледокольного и транспортного флота арктического класса. Согласно планам «Росатома», до 2035 года потребности оцениваются в пять атомных ледоколов ЛК-60, три атомных ледокола проекта «Лидер», четыре ледокола на сжиженном природном газе, 59 танкеров, 21 балкер и 15 газовозов ледового класса.

Как отметил политолог, старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена в Лисакере Арильд Му, сегодня желание российского правительства спонсировать строительство ледоколов кажется безграничным:

«Однако если общая экономическая ситуация станет менее стабильной, то компромиссы в плане бюджетных ассигнований могут стать куда более заметными. На мой взгляд, главный вопрос заключается в том, сколько прибыли принесет использование ледоколов. По нашим подсчетам, средства, сэкономленные на доставке груза, смогут покрыть только эксплуатационные и частично капитальные расходы на содержание ледокольного флота. В итоге строительство этого ледокольного флота останется государственной задачей».

В свою очередь лектор Королевского военного колледжа Канады Фредерик Лабарр рассказал о позиции свой страны к развитию морских маршрутов через Арктику и в целом о стратегии в регионе. Он напомнил, что в 2015 году консервативная партия Канады, которая была серьезно настроена транслировать свой суверенитет в Арктике, проиграла выборы:

«Господин Трюдо настроен совершенно полярно: его позиция заключается в защите окружающей среды и борьбе с изменениями климата, а это значит, что канадское правительство сейчас выступает за ограничение эксплуатации ресурсов Арктики».

Кроме того, участники встречи обсудили интерес Китая к российскому транспортному маршруту.

«Китай не любит складывать яйца в одну корзину и стремится использовать транзит через Транссибирскую магистраль, через Казахстан и по Великому шелковому пути, не зацикливаясь на одном маршруте. Интерес к СМП у Китая присутствует, но акцент, скорее, делается не на транзитный потенциал, а на доступ к природным богатствам той части России и оптимизацию импорта запасов с учетом отсутствия сухопутной инфраструктуры на российском Крайнем Севере», – считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Ранее «Таймырский телеграф» писал, что движение по Севморпути может стать круглогодичным. Развивать ледокольный флот планируют «Норникель» и «Росатом»: недавно компания подписала с госкорпорацией дополнительное соглашение. Также мы вспоминали о том, как в 1970-м вся страна следила за первым зимним рейсом по Севморпути.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Михаил Туаев

Фото: fleetphoto.ru

10 августа, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности