#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Участники сессии «Северный морской путь. Итоги и планы» обсудили на Петербургском международном экономическом форуме пути развития СМП. Этот маршрут, по общему мнению, даст толчок развитию экономики России и международной логистики.
Экономические и политические изменения в мире сделали тему развития Северного морского пути наиболее актуальной. Неслучайно, как отметил в своем выступлении первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, объемы грузоперевозок растут: в 2021 году грузопоток составил 13,8 миллиона тонн, в 2022-м – 14,7 миллиона. И менее чем за половину 2023 года перевезено уже 14,3 миллиона тонн. Более того, к 2030 году планируется выйти на 200 миллионов тонн грузоперевозок по СМП.
По мнению участников сессии, Севморпуть станет альтернативой традиционным морским путям. Арктическая транспортная артерия способна решить логистические проблемы перенаправления российской экономики на восток, ускорить развитие удаленных северных территорий и предоставить мировым грузоперевозчикам более быстрый и дешевый маршрут между Азией и Европой. В связи с этим спецпредставитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов напомнил о том, что в 2021 году прошел первый экспериментальный рейс в Китай, а в этом году выполняются регулярные рейсы до Шанхая.
В свою очередь вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев отметил, что в 2022 году успешным стал и экспериментальный рейс арктического контейнеровоза «Мончегорск», который принадлежит компании, по маршруту Шанхай – Мурманск – Санкт-Петербург. По его словам, Северный морской путь сегодня по праву можно назвать «самым экономично эффективным инвестиционным мегапроектом в России».
«Арктическая зона содержит 76 процентов общероссийских запасов никеля. Здесь производится 98 процентов всего отечественного никеля, 93 процента всего кобальта. Для того чтобы все это вывезти, нужны безопасные и быстрые перевозки, и Севморпуть незаменим. Второй фактор – развитие программы судостроения. Здесь СМП также является достаточно серьезным двигателем. У нас с «Росатомом» существует ледокольная программа, которую мы развиваем», – пояснил Андрей Грачев.
Он также напомнил, что в 2022 году «Норникель» подписал соглашение о сотрудничестве с Минэкономразвития и «Росатомом», в котором указаны прогнозные объемы перевозок по Севморпути до 2035 года. С 2020-го, когда компания перевезла около 1,5 миллиона тонн грузов, объем увеличился на 40 процентов: до двух с лишним миллионов тонн в 2022 году. Кроме того, Севморпуть на сегодня – это еще и двигатель в развитии арктического туризма, что станет, по его словам, особенно заметно через десять лет.
«Все больше и больше людей хотят знакомиться с красотами Арктики, с бытом коренных малочисленных народов, – отметил Андрей Грачев. – Мы понимаем, что Россия прирастать Арктикой будет не только промышленной, производственной, но и с точки зрения логистики. И совершенно очевидно, что Арктика будет развиваться с моря».
Участники мероприятия пришли к выводу, что Севморпуть жизненно необходим для развития экономики РФ, он станет альтернативой традиционным морским путям между Европой и Азией. Однако для развития СМП необходимо решить ряд задач. В частности, для развития транзита через арктическую магистраль необходимо проработать правила международных перевозок. Нужна программа подготовки компетентных кадров. Также для загрузки Севморпути необходимо развитие водных и железнодорожных транспортных направлений.
Подводя итоги, председатель совета участников судоходства по СМП, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил, что круглогодичная навигация на Северном морском пути – это реальность ближайших лет.
Ранее мы рассказали о том, что Минприроды планирует к августу разработать законопроект о государственном экологическом мониторинге на Северном морском пути.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Елена Попова
Фото: forumspb.com и Денис Кожевников