#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Некоторые городские легенды складываются сами собой на протяжении десятилетий. Для кого-то они часть жизни, а кто-то может и не поверить, что еще совсем недавно подобное могло происходить.
Директор культурно-досугового центра «Юбилейный» Инна Давыдова с трех лет живет в Норильске. Точнее, в Кайеркане. Детство ее пришлось на конец 70-х – начало 80-х годов. Тогда, по словам Инны Александровны, за неимением возможности выехать на материк или просто чтобы привнести в свою жизнь материковских радостей, люди шли порой на неожиданные затеи.
«Я слышала, и не раз, что некоторые кайерканцы разводили у себя дома в ванной настоящих кур и гусей, – рассказала она. – В конце 70-х, чтобы купить, например, куриного мяса, нужно было выстоять в огромной очереди – при условии, что это мясо вообще было в магазинах. Ходили слухи, будто в ванных комнатах у заводчиков домашней птицы все налажено по правилам: полки, навесы и прочие атрибуты курятников. Не знаю, насколько это было правдой, но мысль о том, что мясо и яйца к семейному столу всегда могут оказаться под рукой, долгое время забавляла народ».
Чуть позже, примерно в 80-е годы, из уст в уста передавали рассказ о картофельном хозяйстве, которое располагалось на нефтебазе, неподалеку от автодороги Норильск – Алыкель.
«В открытом грунте на нашей промерзлой земле, как мы знаем, даже летом сложно что-то вырастить, да и время необходимо. На нефтебазе же картофель выращивали в больших деревянных коробах. Растения оказывались не в холодной почве, а в утепленной и давали свои плоды. Думаю, что если это и правда, то люди занимались подобным делом не ради урожая, а для удовольствия. Урожай служил скорее бонусом после проделанной работы», – отметила Инна Давыдова.
Рассказывая о северном детстве, директор «Юбилейного» вспомнила, как на месте культурно-досугового центра, которым она сейчас руководит, располагалось озеро. Сейчас это тоже сложно представить, но и маленькая Инна с друзьями каталась здесь на самодельных плотах. К слову, в нынешнем году КДЦ «Юбилейный» отметил свое 35-летие.
В разряд городских легенд постепенно уходят талоны, по которым в Норильске покупали многие вещи, включая одежду и даже настенные ковры. И возможность обменять такой дефицитный «ковровый» талон на редкую марку (привет филателистам) тоже уже кажется удивительной. А марки собирали очень многие. И в некоторых семьях альбомы с ними хранят до сих пор.
«Люблю свой город, люблю Кайеркан, – признается Инна Давыдова. – В детстве меня окружали удивительные люди, и уклад жизни тех лет кажется очень душевным и родным, несмотря ни на какие трудности. Я нисколько не удивлюсь, если все, о чем тогда говорилось как о невозможном, окажется чистой правдой».
В предыдущих материалах рубрики «Было – не было» читайте о том, зачем в северных теплицах держали пчел, был ли Высоцкий в Норильске, что спрятано под колоннами у «Арены-Норильск», как жена архитектора могла отомстить супругу за обиду, кого помирила улица Мира, как зовется домовой норильских шахт и почему в гардеробе вместо номерков были столовые ложки.
Юлия Губеладзе, открытые источники и личный архив Инны Давыдовой