#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В 1950-х годах главной сложностью в работе пассажирского транспорта Норильска были удаленность и разброс пунктов назначения: заводов, рудников, шахт и строек.
Из 15 существующих тогда маршрутов лишь три можно было назвать внутригородскими – они связывали Горстрой со Старым городом. Остальные соединяли отдаленные точки промплощадки с еще более отдаленными поселками.
Эти маршруты сегодняшним пассажирам уже непонятны: например, от клуба Металлургов до 25-го завода или от поселка Северного до рудника 7/9.
Иногда автобусные маршруты пролегали прямо по территории заводов, а дорогам больше подходило слово «направление». Все это, конечно, не добавляло пассажирскому движению слаженности.
После того как Норильск стал городом, проблему пассажирских перевозок надо было решать кардинально. Для этого автобусный гараж, что находился на площадке Медного завода и был частью автотранспортной конторы комбината, выделили в самостоятельное подразделение. Так летом 1954 года появилась Норильская пассажирская автотранспортная контора, предшественник нынешнего НПОПАТ.
В ее автопарке были настоящие автобусы, которые пришли на смену самодельным, переделанным из американских грузовиков, доставленных по ленд-лизу. Первым пассажирским серийным транспортом были автобусы ЗИС-154 и ЗИС-155.
Расписание движения было тогда довольно условным: на улицах работали линейные регулировщики, которые оперативно перенаправляли автобусы туда, где они нужнее.
В 1960-х Норильск стал быстро расти, появились новые улицы – Ленинградская, Талнахская, Нансена, Орджоникидзе и Красноярская, Бегичева. А значит, появлялись новые остановки и внутригородские маршруты.
Вот что писали тогда пассажиры в городскую газету:
«Рано утром нас вдруг разбудил автобус. Первый автобус на улице Бегичева – смотрим и глазам не верим! За ним – второй, третий. Подбегаем к кондуктору и водителю, благодарим их. Еще бы, теперь нам не надо проходить километры до первой остановки на Ленинском проспекте. На нашем доме висит табличка с надписью «Остановка». На нашей улице праздник!»
Правда, новые улицы часто были испытанием для автобусов: проложенная посреди вчерашней стройки проезжая часть на деле оказывалась в совершенно непроезжем состоянии. Еще большим испытанием для водителей стал новый маршрут №16 – до поселка Талнах: пока не построили мост, автобусы шли прямо по льду Норилки, а летом – по понтонам.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что рабочие столовые в Норильске были самыми посещаемыми точками общепита.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»