12+

Первые норильские автобусы возили пассажиров на промплощадку и за город

29 июля 2022, 19:00

Иногда автобусные маршруты пролегали прямо по территории заводов.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В 1950-х годах главной сложностью в работе пассажирского транспорта Норильска были удаленность и разброс пунктов назначения: заводов, рудников, шахт и строек.

Из 15 существующих тогда маршрутов лишь три можно было назвать внутригородскими – они связывали Горстрой со Старым городом. Остальные соединяли отдаленные точки промплощадки с еще более отдаленными поселками.

Эти маршруты сегодняшним пассажирам уже непонятны: например, от клуба Металлургов до 25-го завода или от поселка Северного до рудника 7/9.

Иногда автобусные маршруты пролегали прямо по территории заводов, а дорогам больше подходило слово «направление». Все это, конечно, не добавляло пассажирскому движению слаженности.

Улица Бегичева, 1968 год

После того как Норильск стал городом, проблему пассажирских перевозок надо было решать кардинально. Для этого автобусный гараж, что находился на площадке Медного завода и был частью автотранспортной конторы комбината, выделили в самостоятельное подразделение. Так летом 1954 года появилась Норильская пассажирская автотранспортная контора, предшественник нынешнего НПОПАТ.

В ее автопарке были настоящие автобусы, которые пришли на смену самодельным, переделанным из американских грузовиков, доставленных по ленд-лизу. Первым пассажирским серийным транспортом были автобусы ЗИС-154 и ЗИС-155.

1950-е годы

Расписание движения было тогда довольно условным: на улицах работали линейные регулировщики, которые оперативно перенаправляли автобусы туда, где они нужнее.

В 1960-х Норильск стал быстро расти, появились новые улицы – Ленинградская, Талнахская, Нансена, Орджоникидзе и Красноярская, Бегичева. А значит, появлялись новые остановки и внутригородские маршруты.

Вот что писали тогда пассажиры в городскую газету:

«Рано утром нас вдруг разбудил автобус. Первый автобус на улице Бегичева – смотрим и глазам не верим! За ним – второй, третий. Подбегаем к кондуктору и водителю, благодарим их. Еще бы, теперь нам не надо проходить километры до первой остановки на Ленинском проспекте. На нашем доме висит табличка с надписью «Остановка». На нашей улице праздник!»

Правда, новые улицы часто были испытанием для автобусов: проложенная посреди вчерашней стройки проезжая часть на деле оказывалась в совершенно непроезжем состоянии. Еще большим испытанием для водителей стал новый маршрут №16 – до поселка Талнах: пока не построили мост, автобусы шли прямо по льду Норилки, а летом – по понтонам.

Ленинский проспект, горком (слева), 1966 год

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что рабочие столовые в Норильске были самыми посещаемыми точками общепита.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

29 июля, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности