#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В Российской академии наук подвели итоги Большой норильской экспедиции. Встреча прошла сегодня с участием ученых, представителей власти и промышленных компаний, в том числе «Норникеля», по приглашению которого на Таймыре и была организована крупная экспедиция – первая за последние десятилетия в Арктике.
Участники обсудили влияние на окружающую среду аварии, произошедшей в мае на ТЭЦ-3, поделились своими отчетами о проделанной работе и рассказали о дальнейших планах.
Председатель Сибирского отделения РАН, академик Валентин Пармон подчеркнул, что экспедиция не состоялась бы без участия «Норникеля», который помог с организацией и финансированием работ.
«Мы за две недели собрали экспедицию, в которую вошли представители 14 институтов из разных городов, находящихся в зоне ответственности Сибирского отделения. Уже через три недели после звонка полпреда президента страны первый отряд выехал на место аварии», – сказал ученый.
Руководитель полевых работ экспедиции Николай Юркевич отметил, что на Таймыре были заняты 38 человек, а всего к исследованиям привлекли более ста специалистов.
«Работа велась по пяти направлениям: поверхностные водотоки, почвы и растительный покров, донные отложения, многолетние мерзлые грунты, био- и зооразнообразие. Это пример большого комплексного междисциплинарного проекта», – заявил он.
Директор Института мерзлотоведения имени П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН Михаил Железняк сообщил, что в Норильске многолетние мерзлые породы в основном носят сплошной характер распространения, а их температуры измеряются в широких диапазонах. По его словам, формирование гидрогенного талика на месте разлива дизтоплива началось сразу после введения в эксплуатацию нефтехранилища и продолжает формироваться.
«По результатам бурения, температурных измерений и геофизических исследований, подошва талика установлена на глубине восемь-девять метров. Были получены доказательства наличия глубокого межмерзлотного талика либо полного отсутствия многолетнемерзлых пород в районе цистерны №5. Также выявлены изменения физического свойства грунтов и потеря их устойчивости», – пояснил Михаил Железняк.
Как заверил заведующий лабораторией экспериментальной гидробиологии Института биофизики Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН Михаил Гладышев, по результатам исследований признаки деградации водных экосистем под влиянием нефтяного загрязнения найдены лишь в местах аварийного разлива в реках Далдыкан и Амбарной до боновых заграждений. По его утверждению, это классические признаки деградации под влиянием нефтяного загрязнения, и в первую очередь – гибель перифитона.
«Биомасса кормовых организмов зообентоса снизилась более чем в десять раз и более чем в два раза в реках Далдыкан и Амбарной. В связи с этим снижением суммарный ущерб водным биологическим ресурсам, рассчитанный по утвержденной методике Росрыболовства, составил 1,9 миллиона рублей. В расчет этого ущерба включены затраты на зарыбление, но в настоящее время мы считаем зарыбление нецелесообразным и неэффективным», – сказал он.
Михаил Гладышев подчеркнул, что в реке Пясине и озере Пясино обнаружены четкие доказательства отсутствия влияния нефтяного загрязнения – в планктоне, как и до аварии, доминировали диатомовые водоросли. Ученый объяснил, что под влиянием вредных факторов в воде исчезают те или иные живые организмы, которые являются индикаторами чистой воды, но этого не произошло.
Директор Института геологии и минералогии Сибирской академии РАН Николай Крук добавил, что в северной части озера Пясино следов дизтоплива не обнаружили, а это значит, что нефтепродукты в Карское море попасть не могли.
«На момент аварии северная часть озера была закрыта мощной ледяной «пробкой», поэтому нахождение здесь нефтепродуктов было невозможно даже теоретически. Почти все дизтопливо было прибито к юго-западной конечности озера. Факт перемешивания и значительного углубления топлива не подтверждается», – уверен докладчик.
В то же время, как отметил врио директора Института почвоведения и агрохимии Сибирского отделения РАН Владимир Андроханов, с учетом свойств дизельного топлива, а также эффективности реабилитационных работ, последствия разлива на почву можно свести к минимуму за один-два года.
Напомним, Большая норильская экспедиция стартовала на Таймыре в июле по приглашению «Норникеля» и стала первой за долгие годы научной экспедицией такого масштаба. В исследовании приняли участие ученые из 14 институтов Сибирского отделения Российской академии наук, которые собирали образцы почв, растений и донных осадков. Опорными точками БНЭ стали бассейны рек Амбарной, Пясины, Норилки, а также озера Пясино. По завершении полевых работ ученые в сентябре приступили к лабораторным исследованиям.
Михаил Туаев, Большая норильская экспедиция