12+

Рудник «Таймырский» стал цифровым

21 октября 2020, 11:05

На предприятии открыли «умную диспетчерскую» – оперцентр планирования и контроля горных работ.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На руднике «Таймырский» Заполярного филиала «Норникеля» открыли операционный центр планирования и контроля горных работ. Это важная ступень внедрения программы «Технологический прорыв».

В просторном помещении центра в первую очередь впечатляет видеопанель. Весь рудник на десятках экранов просматривается сверху донизу – на глубину до полутора километров.

Впечатляют и горные инженеры, сидящие перед экранами мониторов за дюжиной столов. Все специалисты по подземной разработке горных ископаемых, и все с солидной практикой работы под землей. «Нам нужны люди, которые будут понимать всю горную обстановку», – поясняет руководитель центра Виктор Журкин.

Две красивые девушки приготовили на подносах ножницы для символического разрезания красной ленточки. Эта почетная миссия предоставлена прибывшему на рудник старшему вице-президенту «Норникеля» – руководителю Норильского дивизиона Николаю Уткину и директору рудника Алану Алборову. Лента перерезана – центр официально запущен в промышленную эксплуатацию.

Николай Уткин и Алан Алборов
Николай Уткин и Алан Алборов

Экскурсию по нему проводит директор «Таймырского», предварив свой рассказ информацией о работе, предшествовавшей открытию. В подземной части рудника было смонтировано более 200 точек беспроводных систем передачи данных. На буровых, погрузочно-доставочных, вспомогательных машинах и электровозах – на всей технике, что движется под землей, установили систему позиционирования.

Кроме этого, на основном оборудовании, задействованном на добыче руды, было смонтировано оборудование в рамках программы АСУ ГР (автоматизированная система управления горными работами). Инвестиции в проект составили более 136 миллионов рублей, назвал цифру Алан Алборов. Из них 91 миллион потратили на оборудование и коммуникации, 45 миллионов – на видеостену. Одна ее часть предназначена для горных диспетчеров, вторая – для работников операционного центра – планировщиков и главных специалистов.

«Как видите, полностью мы имеем связь как с подземной частью рудника – опрокидами, рудоспусками, работой на подсечке, на горизонтах внутришахтной техники, так и можем видеть систему контроля АСУ ГР – это весь наш блок от забоя до поверхностного склада, – прокомментировал происходящие на экранах процессы Алан Алборов. – Полностью видна работоспособность наших автономных точек, мы видим работу нашего основного оборудования в режиме реального времени».

На следующем экране идет 3D-моделирование горных работ в системах Miсromine, MineSched, продолжил свою экскурсию руководитель «Таймырского». Это не только инструменты планирования, они также дают возможность почасового контроля. На экране высвечивается как план работы на смену, так и ситуация на данный час. Можно узнать, сколько вывозится руды и есть ли отставание. Диспетчер может реагировать как на работу всего основного оборудования, так и на процессы, завязанные на добыче.

«Основная горная база «Норникеля» находится в Заполярном филиале, и компания продолжает «оцифровку» своих рудников, назовем это так, – отметил Николай Уткин после завершения экскурсии. – Безусловно, нужно проделать большой путь, прежде чем появляются такие операционные центры, включающие в себя планирование горных работ. Это очень важная составляющая успеха нашей работы, а в целом – большое-большое развитие системы, которому предшествовали те подсистемы, которые реализовывались в течение двух лет. Диспетчеризация, обеспечение всей техники всевозможными датчиками, планшетное решение, которое мы внедряли, оптоволокно, вайфай – все большие программы, которые мы запускали, сегодня вышли на поверхность, и отсюда можно управлять всеми горными процессами».

Николай Уткин
Николай Уткин

Если учесть сроки и результаты работы, проделанной на рудниках Заполярья в Норильске, то открытие таких центров, как на «Таймырском», можно назвать «беспрецедентным скачком качественно-нового развития рудной базы», подчеркнул Николай Уткин: «Потому что сегодня задача стоит не как раньше: чем больше объемов, тем лучше. Мы перешли на новое качество, где результат – это работать так, как планируешь. Для этого такие системы сегодня и существуют. Главное – это скорость, реакция, реагирование и немаловажны вопросы техники безопасности, безусловно. Не на всех мировых рудниках установлены такие системы. Я считаю, что мы в этом плане уже достаточно продвинутые».

Талгат Муштекенов
Талгат Муштекенов

Центры, аналогичные тому, что открылся на «Таймырском», уже есть на «Комсомольском» и «Октябрьском», напомнил заместитель директора Заполярного филиала по минерально-сырьевому комплексу Талгат Муштекенов. На этом прогресс не остановится:

«Проектирование аналогичного центра на «Скалистом» начнется в мае 2021-го, начало работ – в июле. Думаю, 31 октября операционный центр на «Скалистом» уже введем в эксплуатацию. Будет затрачено более 170 миллионов рублей. Параллельно со «Скалистым» проектирование начнется на «Маяке», и к концу 2021 года уже все рудники Норильского промышленного комплекса будут иметь свои оперцентры. Они помогут нам более эффективно управлять процессом горных работ. Во всем мире сегодня взят курс на цифровизацию. Мы шагаем в ногу со всеми компаниями».

Общая сумма инвестиций в оборудование центров на всех пяти рудниках «Норникеля» составит 400 миллионов рублей.

Татьяна Рычкова

Фото: Николай Щипко

21 октября, 2020

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности