#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Накануне Дня шахтера корреспонденты «Таймырского телеграфа» побывали на старейшем норильском горнодобывающем предприятии – руднике «Заполярный».
С 2018 года он входит в состав ООО «Медвежий ручей». Путешествие по шахте и карьеру рудника стало знакомством с системой добычи руды и обслуживающих участков через людей и их героические профессии.
«Заполярный» первым из рудников появился на промышленной карте Норильска. 2 августа 1945 года из рудника №1 в самостоятельное подразделение выделили рудник №7. Объединившись с рудниками №8 и №9, он стал именоваться рудник 7/9, а в 1959 году получил собственное имя – «Заполярный».
Рудник уникален не только высоким содержанием платиноидов в руде, но и тем, что его подземные выработки расположены над уровнем моря: под землей, но выше труб Медного завода. Самый нижний горизонт с водоотливом расположен на отметке минус 63, самая высокая подземная выработка – на горизонте плюс 252.
Месторождение Норильск-1 рудника «Заполярный» вскрыто двумя вертикальными стволами и двумя штольнями. Чтобы досконально понять, как здесь все устроено, мы выбираем формат «Один день из жизни рудника» и с сопровождающими отправляемся по участкам «Заполярного».
В путешествии в шахту, на ствол 9-БИС и карьер нас ожидает около 20 локаций и эпизодов: от проверки на наличие алкоголя и предсменного контроля (ЭСМО) до отгрузки горной массы на-гора. От ламповой, где выдают самоспасатели и лампу-«шахтерку», до момента откачки воды из карьера. Везде говорим с людьми, представляющими опасную и сложную горняцкую профессию.
Главный транспорт подземного царства рудника «Заполярный» – железнодорожный – представлен электровозами и вагонетками, по ним перевозят добытую руду. На отдаленные переделы предприятия нас доставляют на специальном автобусе.
Сопровождающие Ирина Махонина и Иван Лобанов рассказывают, что на «Заполярном» трудятся специалисты сорока мужских и женских профессий, от диспетчеров до машиниста насосных установок. Каждый на своем посту – босс, каждый – на вес золота и вносит свою лепту в общее дело.
К примеру, задача шахтного геолога – проверять качественный состав руды, наблюдать за состоянием пластов. Раздатчики нефтепродуктов заправляют технику, выдают горюче-смазочные материалы. Состав рудничной атмосферы в подземке определяют газомерщики. Взрывники производят взрывные работы, помогают шахтерам осваивать месторождения полезных ископаемых и так далее.
Все специальности важны, но среди них есть основные: бурильщики, машинисты погрузочно-доставочных машин (ПДМ) и электровозов, взрывники, горнорабочие очистных забоев – и вспомогательные: к ним относятся машинисты подъема, электровоза, мотористы вентустановки, дробильщики, раздатчики взрывчатых материалов, машинисты насосной установки, энергетики, электрослесари и электромонтеры.
«Производственная цепочка прервалась бы, не будь здесь того или иного участка, – рассказывает заместитель директора по горным работам – главный инженер шахты, специалист высокого уровня с 20-летним стажем Вячеслав Потников. – Горно-шахтная техника «Норникеля» – современные буровые машины, пэдээмки, машины для зарядки скважин, кровлеоборочные машины. Парк самоходного оборудования, как и на других предприятиях «Норникеля», на руднике постоянно обновляют».
По словам директора рудника Вадима Макарова, на «Заполярном» сегодня добывают 1,2 миллиона тонн руды в год. По окончании второго этапа строительства планируют достичь показателя в 4,5 миллиона тонн.
Несколько лет назад вторую жизнь получил карьер «Медвежий ручей» (кстати, добывать руду открытым способом в Норильске в свое время стали вопреки скептикам), с развитием горных работ его производительность достигнет семи миллионов тонн.
Шахта вскрыта вертикальными стволами 7-БИС и 9-БИС, есть также западная и восточная штольни и два уклона: автотранспортный и конвейерный. В перспективе эти уклоны на карьере будут «гаситься», через два года появятся два новых уклона.
Не так давно компания приобрела для «Заполярного» первые в России образцы аккумуляторной техники. Это самоходные машины для перевозки бетонной смеси и автобус для перевозки людей. При их использовании отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, что очень важно в ограниченном пространстве шахты.
Все участки «Заполярного» взаимосвязаны, как артерии, один без другого невозможен: на одном идет бурение и взрывание, на другом – выемка руды и транспортировка в рудоспуск (очистной участок), на следующем грузят руду в вагонетки и далее везут на дробильный комплекс ствола 9-БИС.
Руду передрабливают и поднимают по стволу скиповым подъемом на горизонт плюс 252 (приемные бункеры). Далее по 201-му метру ее грузят и вывозят по штольням на Норильскую обогатительную фабрику (НОФ).
Горнорабочий очистного забоя (тут их называют ГРОЗами) Роман Сахаров выполняет навеску вентиляционного рукава для проветривания горных выработок. ГРОЗы также обеспечивают бесперебойную работу самоходного оборудования, буровых установок, готовят забой к взрывным работам. Смена Романа длится 6,5 часа, за это время надо многое успеть.
Евгений Пахоменков пришел на рудник по программе «Норникеля» «Рабочая смена», сначала тоже был ГРОЗом, со временем переобучился на бурильщика шпуров.
«Считаю, что горняк – это звучит гордо, – говорит он. – Над головой у нас руда, забой идет по породе, ты по-особенному ощущаешь тут пульс и ценность жизни. Уверен, это профессия сильных людей. Слабаки тут не остаются».
Машинист ПДМ Сергей Саянов трудится на бутобое, его работа – дробление негабаритной руды. Колоритная техника бутобой – единственная на всем производстве. Трудно представить, что когда-то такие процессы совершали вручную.
На руднике Сергей почти 15 лет, с 2008 года. Обслуживал поначалу конвейер, после работал машинистом буровой установки. В ламповой трудится его супруга – выдает горнякам при входе самоспасатели и лампы-«шахтерки».
«В Норильске к безопасности труда относятся очень серьезно, компания вкладывает большие средства в модернизацию производства. А самое главное – работа в «Норникеле» дает перспективы. В этом смысле наш рудник – самый лучший», – отмечает Сергей Саянов.
В определенный момент по внутреннему графику отправляемся в камеру отстоя самоходного оборудования (КОСО). Видим откатку: ее производят горнорабочие очистного забоя в рудоспуске. Становимся свидетелями транспортировки горной массы, а также ремонта пускателя – это дело электрослесарей по обслуживанию и ремонту оборудования. После снова переезжаем на порталы и поднимаемся на 9-БИС, откуда диспетчер следит за системой погрузки горной массы. Попадаем также на дробильный комплекс.
В финале удается заехать на карьер, увидеть, как работают машинист насосных установок и электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи. Слева от карьера «Медвежий ручей» находится месторождение Норильск-2 с запасами руды, сопоставимыми с теми, что есть на самой «Медвежке», так что перспективы у предприятия большие.
Проект, о котором сегодня много говорят в плане развития рудника, носит название «Южный кластер». Он предполагает совершенствование горнодобывающих мощностей предприятия – рудника «Заполярный» и карьера «Медвежий ручей», а также строительство новой Норильской обогатительной фабрики, увеличения добычи до девяти миллионов тонн руды в год, ежегодное производство более 20 тонн металлов платиновой группы, возведение современной вспомогательной инфраструктуры – газопровода, линий электропередачи, газовых котельных, дорог и других важных объектов.
Ранее мы рассказывали, что «Норникель» вошел в топ-50 крупнейших горнодобывающих компаний мира. Компания создаст до 11 тысяч новых рабочих мест и открывает в городах страны центры подбора персонала.
Напомним, в 2021 году спрос на шахтеров в России вырос на 207 процентов. Их труд по сложности сравнивают с работой космонавтов. А по объему запасов и разнообразию минеральных ресурсов рудники Заполярного филиала «Норникеля» не имеют аналогов в мире.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Марина Хорошевская
Фото: Николай Щипко