#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью агентству Bloomberg заявил, что невозможно оценить ущерб от майского разлива топлива в Норильске, пока полностью не закончится ликвидация последствий. А она может продлиться до следующего года.
В материале говорится, что «Норникель» зарезервировал 2,1 миллиарда долларов на выплату штрафа, начисленного Росприроднадзором, чтобы компенсировать ущерб, причиненный разливом около 150 000 баррелей дизельного топлива в речную систему. Компания отрицает, что объем разлитого топлива был таким, утверждая, что Росприроднадзор использовал самый высокий коэффициент повреждения, который предполагает, что компания ничего не сделала для смягчения негативного воздействия аварии.
«Сколько топлива на самом деле осталось в реках и как экосистема может быть восстановлена – это еще предстоит оценить», – сказал Потанин.
148 миллиардов рублей, которые должен выплатить «Норникель», станут самым большим экологическим штрафом за всю историю современной России. Напомним, штраф «Норникеля» уйдет не в местные бюджеты, а в федеральный: Госдума приняла соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.
Как ранее писал «Таймырский телеграф», 90 процентов пролитого топлива спасатели уже собрали, в конце июля на реке Амбарной начали перекачивать собранную топливно-водяную смесь к месту утилизации. Компания потратила на очистку 10 миллиардов рублей. Из них 8,5 миллиарда она хочет засчитать в счет уплаты штрафа.
Кроме того, в конце июля по приглашению «Норникеля» на Таймыре стартовала Большая норильская экспедиция, в ее состав вошли ученые 14 институтов РАН. Миссия экспедиции значительно шире круга локальных экологических вопросов. Предполагается, что ее результаты лягут в основу новой концепции и принципов хозяйствования в Арктической зоне России. Также в Общественной палате РФ прошел круглый стол по теме «Авария в Норильске: экологический ущерб и программы по восстановлению». На нем было отмечено, что инцидент в Норильске стал уникальным опытом, который позволил переоценить существующее положение дел в природоохранной деятельности в целом и в Арктике в частности.
Bloomberg также отмечает: таяние вечной мерзлоты способствовало тому, что «Норникель» недооценил риски, которые привели к аварии. Владимир Потанин в интервью изданию рассказал, что «компания пересматривает модель управления рисками, и, поскольку речь может идти о человеческом факторе, будет применена политика абсолютной нетерпимости к нарушению экологических стандартов, а также более жесткие экологические показатели».
В ближайшие два года «Норникель» планирует потратить 13 миллиардов рублей на замену и модернизацию инфраструктуры, а также перейти на менее опасные виды топлива, такие как газ. В начале августа мы писали о том, что Общественный совет Минприроды хочет перевести на сжиженный газ вообще все предприятия в Арктике. В Арктической зоне РФ также хотят восстановить систему мониторинга вечной мерзлоты: соответствующий проект готовит Минвостокразвития.
Виктор Царев, Владислав Шатило