#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Долганы – одна из титульных и многочисленных народностей Таймыра: здесь их проживает около 5000 человек. И самая молодая – она сформировалась в течение XVIII–XIX веков.
«Долганы произошли от трех основных народов: затундренных русских крестьян, якутов и эвенков, – рассказал главный хранитель Таймырского дома народного творчества Василий Батагай. – У исконных долган светлые глаза. Долганы, как и русские, очень высокие. Так их описывал еще Нансен».
1. Традиционные занятия долган – кочевое оленеводство, охота, пушной промысел и рыболовство. Сегодня еще есть долганы-оленеводы, кочующие по Хатангскому району, но многие представители этого народа стали городскими жителями.
«К сожалению, современные условия жизни таковы, что пришлось перейти на оседлый образ жизни, – поясняет председатель общественной организации «Союз долган» Полина Федосеева.
Оба наших героя, представленные на снимке, – долганы, живущие в Дудинке. Василий Батагай – из рода оленных долган, когда-то кочевал по тундре вместе с родителями, и сегодня его сестра и племянница ведут традиционный, кочевой образ жизни. Есть такие родственники и у Полины.
2. На Василии и Полине – праздничные долганские парки. «Парка у нас – одна из самых красивых на Таймыре. Недаром Востротин, губернатор Красноярского края еще в царское время, назвал нас аристократами тундры», – говорит Полина.
«Самая старая долганская парка хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Она сделана из ровдуги – оленьей замши, окрашена природными красками в охристо-красноватый цвет, орнаменты также сшиты из природных материалов, – рассказывает Василий Батагай. – Потом появляется меховая мозаика, тканевая. У долган несколько видов одежды, только праздничной у женщин около двадцати».
На Полине – традиционная парка более позднего периода, так как бисер пришел на Таймыр в XIX веке. Он очень дорого стоил, и приобретать его могли только очень зажиточные долганы. В советский период стал приходить польский и чешский бисер, его использовали уже все, и бисерная парка заменила другие.
Накосники в XX веке женщины поменяли на яркие павлово-посадские платки. По ним-то на современных праздниках и можно сразу отличить долган от других народов Таймыра.
Оленьи унты, в которых долганы и вообще жители Севера сегодня ходят по городским дорогам, – урбанизированный вариант традиционной обуви коренных народов. У долган они называются гуруми. Гуруми были высокие – практически до бедра. Выше тепло сохраняла распашная суконная парка, подбитая мехом песца, лисицы или зайца.
Традиционные украшения долган отчетливо характеризуют их этническую связь с якутами. Эти два коренных северных народа издавна поддерживают культурные связи, и украшения долган в большинстве своем являются изделиями якутской работы.
3. Василий проводит ликбез по бисерным орнаментам. Зигзагообразные узоры называются «ардай», от слова «ардаян» – «распахнутый». Это горы с расщелинами между ними. Бисерные волны называются «ноготок», или «тумус» (мыс), потому что по технологии мастерица подставляла и обводила свой ноготок. «Розетка», или «лягушка», заимствована с украинской рубахи, «ухор» (звука «з» долганы не произносили) – знаменитый русский орнамент.
4. У долган несколько типов жилища. Голомо, или ураса, – это конусообразный шалаш, покрытый сверху дерном и берестой. Строились и стационарные бревенчатые дома. Затем появились балки, напоминающие вагончики, – для передвижения по тундре зимой. Их северянам привозили и продавали русские купцы.
Летом оленеводы уходят в Арктику вслед за оленями, которым нужна прохлада, спасающая от мошки. И вот тут на сцене появляется легонький чум, который несложно перевозить с места на место на новые пастбища.
«Чум – строение однотипное у всех северян, – поясняет Василий Батагай. – Только у ненцев, например, он пониже, у нас повыше. У ненцев нюки (оленьи шкуры, которыми покрывались чумы) большие, у долган – короткие. Все спрашивают, где брали шесты. Их привозили эвенки или якуты, была же торговля. На самом деле сделать легкий шест – это долгий процесс, на целое лето и даже год. Их изготавливают из лиственницы, она более устойчивая, твердая и, главное, не гниет».
5. Основные блюда у всех северян похожи: строганина из мороженой рыбы и мяса, сагудай из свежей рыбы и, конечно же, мясо и рыба вареные, жареные, вяленые. Супы долганы тоже едят.
«Видов приготовления блюд очень много и для лета, и для зимы, имеет значение и география расселения, – рассказывает Василий Батагай. – Не забывайте, что долганы проживают все-таки на очень больших территориях, и не только на Таймыре».
В изданиях по кулинарии можно найти экзотические рецепты долганских блюд. Например, молодые рога оленя, опаленные на огне. Или блюдо амахи: мясо оленя отваривают, мелко нарезают, сверху заливают топленым оленьим жиром и ставят в прохладное место. Похоже на русский холодец.
Конечно, долганы запасаются на зиму ягодами, раньше было принято есть их с оленьим молоком. А вот грибы аборигены Таймыра не признавали долго. Но долганы начали есть их первыми.
6. Некоторые исследователи считают долганский самостоятельным языком, другие – долганским диалектом якутского. Изначально это был бесписьменный язык, но к концу 1978 года поэтесса, писатель и журналист Огдо Аксенова подготовила проект долганского алфавита, и вскоре вышел первый долганский букварь. Его седьмая версия получила официальное признание властей.
«Все считают нас большой народностью, но в словаре мы до сих пор еще не разобрались, – говорит Василий Батагай. – Теряем свой так называемый тундровой язык, слова исчезают, потому что их невозможно все записать. Хранитель долганской культуры и языка Анна Алексеевна Барболина и ее коллеги ведут такой труд, как составление словаря долган. Он еще полностью не написан. Очень большая работа, а начинала ее Огдо Аксенова».
Татьяна Рычкова
Фото: Андрей Кийко и Николай Щипко