12+

Метели, звери и ледяная каша под колесами: дальнобойщик рассказал о работе на Таймыре

07 марта 2023, 18:40

Здесь нельзя без взаимовыручки, и даже маленькая ошибка может стоить жизни.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Здесь нет дорог в привычном смысле, одни направления, вокруг нетронутая дикая природа, звери, и рассчитывать можно лишь на свою машину, себя, взаимовыручку и удачу. Историю о работе водителей дальних рейсов на Таймыре рассказала порталу tutu.ru историк и этнограф, член Союза журналистов России, член Клуба исследователей Таймыра Лариса Стрючкова.

Верный «Урал»

Летом на отдаленные территории Таймыра можно добраться и доставить груз на вертолете, самолете или по Енисею. А вот зимой выгоднее ездить наземным транспортом по зимникам.

Расстояния недетские. В одну сторону от Норильска до Хатанги – 800 километров. В Арктике водителям приходится буквально «ползти», пробиваться и протискиваться километр за километром. Иногда днями и даже неделями.

«Если ехать по асфальту, можно управиться в восемь часов, но это там, на Большой земле. А какой асфальт на Севере? Поэтому – неделю, и то если повезет», – поделился с журналистом норильчанин Юрий Ионин. Водителем он работает уже 30 лет.

Расстояния между поселками и промысловыми точками на Таймыре огромны: полуостров занимает территорию, по площади превосходящую большинство европейских государств

Свою машину «Урал» водитель любит, на КамАЗ бы не променял. Если, например, на КамАЗе заглохнет мотор, то придется кабину откинуть вверх, а куда деть продукты, вещи, печку, где греться?

«Нет, ребята, только «Урал». Пусть у него и нос огромный, который обзор закрывает, но зато вылез, открыл капот – и решай задачи. Да и понадежнее будет».

Перед сезоном Юрий разбирает машину, как говорит, «до атомов». Все детали чистит и смазывает. Ведь, если что, на зимнике помощи можно и не дождаться, поэтому уверенность в автомобиле должна быть на 200 процентов.

Зимник через реку Дудинку

Цена ошибки

Выражение «черная пурга» появилось в Норильске еще в середине прошлого века. Юрий вспоминает, что как-то ему пришлось неделю пережидать в дороге разбушевавшуюся метель – зимника просто не было видно. Вместе с напарниками сидели в кабине, жгли бензин, керосин, чтобы не замерзнуть, и даже в туалет ходили по трое-двое – для безопасности. Юрий вспомнил своего приятеля Витю Науменко:

«Сильная пурга. Вышел из машины что-то взять в кузове. Заблудился. Нашли в 700 метрах от дороги, весной».

Однажды Юрий застрял на маршруте, пробивался через снежную целину: проехал пару метров, зарылся, откопался, положил лесины-бревна под колеса – и снова на пару метров вперед. Опоздал на 12 суток. Родным уже сказали, что он погиб. Но когда все прояснилось, жена тут же купила ему спутниковый телефон –  для спокойствия.

«А сгинуть тут – пару секунд делов. Олег Малофеев пошел в одно место за дровами, мол, в дороге пригодятся, отговаривали его, но бесполезно. Ушел. Через 15 минут не вернулся, искали его дня три. Оказалось, что, обессиленный, он приполз к заброшенной буровой».

В сильную пургу даже в городе закрывают дороги, а для школьников объявляют актировку. Из тундры в такую погоду можно никогда не вернуться

Везение, взаимовыручка и романтика

Между собой водители общаются по рации, и порой случаются чудеса. Как-то приятель Юрия вышел по зимнику до низовья Енисея. Но в пути сели аккумуляторы. Каким-то немыслимым способом поймал на волну незнакомую женщину из средней полосы – это тысячи километров от него:

«Упросил ее набрать друзей на Таймыре, чтобы выехали на выручку. Благо незнакомка оказалось ответственным человеком и передала информацию».

Если площадь Таймыра поделить на число его жителей, то на каждого придется почти 20 квадратных километров территории

Юрий рассказывает, что северяне рассчитывают на себя и помогают другим. ГСМ берут с запасом в пять-шесть кубов. С навигаторами стало легче, но дело не в них, а в трассе:

«Наледи, конечно, плоть от плоти зимника. Коварная штука! Внизу крошево из воды и льда, а сверху тонкий слой будто бы прочного покрытия. Попал в нее – и нет машины. «Урал» – он и порожний девять тонн весит, а мы его под завязку нагружаем. Продукты, топливо, запчасти. Выгружаем аврально и тянем. А если не успели, то вырубаем изо льда».

При этом Юрий не считает себя отчаянным экстремалом. Говорит, есть кадры и покруче. Как-то на его товарища во время поездки напал волк, вгрызся в ногу:

«Ничего, отбился. Проехал в одну сторону 200 километров. Затем пробился до Волочанки. Там его обкололи от бешенства, а голову хищника отправили на экспертизу».

Тем не менее, ближе к сезону нашего героя начинает тянуть в дорогу – «зуд растет». И каждый раз отправляется, как в первый, – романтика пока еще остается.

Фото Юрия Ионина

Ранее «Таймырский телеграф» писал, что плотность автодорог на Таймыре в 350 раз меньше среднего показателя по России, «РН-Ванкор» построил рекордные по протяженности зимники, а задержки авиарейсов из-за пурги – более чем частое явление в Заполярье. Также мы рассказывали, почему россияне выбирают для жизни Арктику и как люди живут и работают в минус 50.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Лариса Стрючкова и Анжелика Степанова

Фото: Денис Кожевников и Николай Щипко (архив редакции)

07 марта, 2023

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности