#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Здесь нет дорог в привычном смысле, одни направления, вокруг нетронутая дикая природа, звери, и рассчитывать можно лишь на свою машину, себя, взаимовыручку и удачу. Историю о работе водителей дальних рейсов на Таймыре рассказала порталу tutu.ru историк и этнограф, член Союза журналистов России, член Клуба исследователей Таймыра Лариса Стрючкова.
Верный «Урал»
Летом на отдаленные территории Таймыра можно добраться и доставить груз на вертолете, самолете или по Енисею. А вот зимой выгоднее ездить наземным транспортом по зимникам.
Расстояния недетские. В одну сторону от Норильска до Хатанги – 800 километров. В Арктике водителям приходится буквально «ползти», пробиваться и протискиваться километр за километром. Иногда днями и даже неделями.
«Если ехать по асфальту, можно управиться в восемь часов, но это там, на Большой земле. А какой асфальт на Севере? Поэтому – неделю, и то если повезет», – поделился с журналистом норильчанин Юрий Ионин. Водителем он работает уже 30 лет.
Свою машину «Урал» водитель любит, на КамАЗ бы не променял. Если, например, на КамАЗе заглохнет мотор, то придется кабину откинуть вверх, а куда деть продукты, вещи, печку, где греться?
«Нет, ребята, только «Урал». Пусть у него и нос огромный, который обзор закрывает, но зато вылез, открыл капот – и решай задачи. Да и понадежнее будет».
Перед сезоном Юрий разбирает машину, как говорит, «до атомов». Все детали чистит и смазывает. Ведь, если что, на зимнике помощи можно и не дождаться, поэтому уверенность в автомобиле должна быть на 200 процентов.
Цена ошибки
Выражение «черная пурга» появилось в Норильске еще в середине прошлого века. Юрий вспоминает, что как-то ему пришлось неделю пережидать в дороге разбушевавшуюся метель – зимника просто не было видно. Вместе с напарниками сидели в кабине, жгли бензин, керосин, чтобы не замерзнуть, и даже в туалет ходили по трое-двое – для безопасности. Юрий вспомнил своего приятеля Витю Науменко:
«Сильная пурга. Вышел из машины что-то взять в кузове. Заблудился. Нашли в 700 метрах от дороги, весной».
Однажды Юрий застрял на маршруте, пробивался через снежную целину: проехал пару метров, зарылся, откопался, положил лесины-бревна под колеса – и снова на пару метров вперед. Опоздал на 12 суток. Родным уже сказали, что он погиб. Но когда все прояснилось, жена тут же купила ему спутниковый телефон – для спокойствия.
«А сгинуть тут – пару секунд делов. Олег Малофеев пошел в одно место за дровами, мол, в дороге пригодятся, отговаривали его, но бесполезно. Ушел. Через 15 минут не вернулся, искали его дня три. Оказалось, что, обессиленный, он приполз к заброшенной буровой».
Везение, взаимовыручка и романтика
Между собой водители общаются по рации, и порой случаются чудеса. Как-то приятель Юрия вышел по зимнику до низовья Енисея. Но в пути сели аккумуляторы. Каким-то немыслимым способом поймал на волну незнакомую женщину из средней полосы – это тысячи километров от него:
«Упросил ее набрать друзей на Таймыре, чтобы выехали на выручку. Благо незнакомка оказалось ответственным человеком и передала информацию».
Юрий рассказывает, что северяне рассчитывают на себя и помогают другим. ГСМ берут с запасом в пять-шесть кубов. С навигаторами стало легче, но дело не в них, а в трассе:
«Наледи, конечно, плоть от плоти зимника. Коварная штука! Внизу крошево из воды и льда, а сверху тонкий слой будто бы прочного покрытия. Попал в нее – и нет машины. «Урал» – он и порожний девять тонн весит, а мы его под завязку нагружаем. Продукты, топливо, запчасти. Выгружаем аврально и тянем. А если не успели, то вырубаем изо льда».
При этом Юрий не считает себя отчаянным экстремалом. Говорит, есть кадры и покруче. Как-то на его товарища во время поездки напал волк, вгрызся в ногу:
«Ничего, отбился. Проехал в одну сторону 200 километров. Затем пробился до Волочанки. Там его обкололи от бешенства, а голову хищника отправили на экспертизу».
Тем не менее, ближе к сезону нашего героя начинает тянуть в дорогу – «зуд растет». И каждый раз отправляется, как в первый, – романтика пока еще остается.
Ранее «Таймырский телеграф» писал, что плотность автодорог на Таймыре в 350 раз меньше среднего показателя по России, «РН-Ванкор» построил рекордные по протяженности зимники, а задержки авиарейсов из-за пурги – более чем частое явление в Заполярье. Также мы рассказывали, почему россияне выбирают для жизни Арктику и как люди живут и работают в минус 50.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Лариса Стрючкова и Анжелика Степанова
Фото: Денис Кожевников и Николай Щипко (архив редакции)