12+

«Север – край сильных»: норильчанин рассказал о жизни и работе в минус 50

11 марта 2022, 17:50

Экстремально-исторический экскурс Станислава Стрючкова опубликовал портал GoArctic.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Председатель Клуба исследователей Таймыра (КИТ), член союза журналистов России Станислав Стрючков рассказал о том, как северяне научились эффективно работать, когда на улице минус 40–50 градусов. Исследование опубликовал портал goarctic.ru.

Первые насельники Таймырского полуострова смогли выживать в условиях мороза с помощью оленеводства. Для обеспечения жизни кочевники использовали оленя, причем без остатка.

«Шкура – это одежда и стройматериал, мясо – питание, кровь – лекарство, кости – бытовые нужды (предметы утвари, иголки, игрушки), жилы – нитки, рога и копыта – инструмент и оружие. При этом олень, как одно из самых неприхотливых животных на планете, никогда не требовал особой заботы, самостоятельно находя себе пропитание», – рассказывает Станислав Стрючков.

Люди, идущие за оленем, веками жили в чумах – это гениальное в своей простоте переносное жилище человек использует с незапамятных времен не только в Заполярье, но и в других климатических областях.

«Несколько тонких и прочных жердей, установленных конусом, обтягивают оленьими шкурами, и все – дом готов! Такое жилище способно обеспечить комфортное проживание целой семье. В центре обязательно горит огонь, дающий тепло по всему объему, причем за счет конусной формы строения тепло распределяется почти равномерно, достигая земли, что очень важно», – пояснил исследователь.

В период активного освоения Сибири к чумам добавились балки – самодельные каркасные домики на полозьях, обтянутые оленьими шкурами, – изобретение русских поморов. Балок позволял людям не ставить и не собирать чумы, а жить прямо на санях. Кочевники Таймыра и сейчас комфортно живут в балках при любом морозе.

Чумы и передвижной балок (за снегоходом)

Одежда коренных народов Таймыра тоже целиком состояла из оленьих шкур. Дело в том, что мех оленя приспособлен природой для максимального сохранения тепла лучше, чем у любого другого животного. Олений мех даже признали эталонным материалом для зимней одежды.

Ненцы в национальной одежде из оленьих шкур

«Интересно, что принцип многослойной одежды для максимального сохранения тепла изобрел вовсе не Фритьоф Нансен, как утверждают многие источники, в числе которых Арктический музей в норвежском городе Тромсё, а коренные народы Арктики, и Таймыра в частности. С незапамятных времен, например, самодийцы (энцы, ненцы, нганасаны) надевали сначала нательную одежду из ровдуги (тонкой замши оленя), затем малицу или парку – верхнюю одежду из меха оленя, а сверху еще и сокуй – замшевую накидку, дополнительно защищавшую человека от ветра и сохранявшую тепло», – отмечает Станислав Стрючков.

Заполярье подвигло людей к новым методам строительства

Во времена промышленного освоения Таймыра люди сумели использовать уже имеющиеся навыки жизни для строительства Норильска. Особенности сурового климата заставили первых промышленников изобрести и применить много новых методов строительства и способов жизни на территории.

Экспедиция 1921–1922 годов с Урванцевым в центре (в очках)

Основатель Норильска Николай Урванцев во время своих первых экспедиций на Таймыре обошел пешком и на лодке практически весь полуостров и неоднократно ночевал в самых суровых условиях без крова. Это написано в его книгах. Тем не менее он поставил на территории не одну так называемую «отъезжую избу», чтобы удобнее было заниматься работой и не тратить силы на выживание.

«Отъезжая изба – изобретение северных поселенцев. Это невысокие (до полутора метров) бревенчатые строения состояли из небольших сеней и комнаты, где помещались лишь печка и нары», – говорит Станислав Стрючков.

Протопить такое небольшое помещение можно за пару минут буквально двумя поленьями. Ставили избы в центре района поиска или промысла, чтобы, отдохнув, человек мог совершать радиальные выходы много дней, каждый раз возвращаясь. 

Первый дом Норильска, построенный экспедицией Урванцева, 1921 год

Все, что происходило в Норильске в период становления металлургического производства, происходило с учетом экстремальных холодовых и ветровых нагрузок. Даже лагерные бараки периода ГУЛАГа строили, в нарушение общих норм, на деревянных сваях, чтобы приподнять сооружение над землей и обеспечить теплоизоляцию от вечной мерзлоты за счет подполья.

«А вот методы строительства гражданских и производственных объектов с самого начала изобретали на месте. Норильчане первыми начали строить могучее производство и большой многоэтажный город в условиях арктического климата», – рассказывает Станислав Стрючков.

Типичный мороз с ветром в Норильске

Главной проблемой стал сам процесс возведения зданий зимой. Сначала приходилось останавливать стройку, когда морозы опускались до минус 30 градусов и ниже. Цемент и бетон не успевали затвердеть и замерзали, а летом разрушались.

Уже в первые годы норильчане изобрели методы электропрогрева бетона и стали строить при любых температурах. Этот метод даже улучшил качество строительства и долговечность объектов: многие сооружения периода 1940-х годов в строю до сих пор.

Правила жизни норильчан

Норильск – уникальный город, не имеющий аналогов. В середине 1980-х годов по результатам соцопросов он вошел в десятку самых комфортных городов нашей страны по 64 параметрам. В те годы многие специалисты стремились попасть в Норильск и выдерживали конкурс до пяти человек на место.

Во многих городах есть свои правила жизни и особенности поведения жителей. Норильск – не исключение, вспоминает Станислав Стрючков:

«Было, например, правило – при входе в магазины или другие общественные места норильчане вперед пропускали не женщин и детей, как принято, а тех, кто идет с улицы, независимо от пола и возраста. Это правило определяет климат, и оно остается у норильчан на всю жизнь. Важно подойти к человеку на улице и указать ему на побелевшую от мороза щеку, а при необходимости – поделиться теплым шарфом или рукавицами. Только в Норильске утром можно было увидеть сразу сотни родителей, развозящих своих малышей в детские сады на санках, переделанных в войлочные домики – эдакие балки для малышей. Детворе там было уютно и тепло. Личные автомобили и такси в «золотую эпоху» Норильска были редкостью, и такие детские санные «экипажи» были отличительным признаком города».

В конце ХХ века каждый житель Большого Норильска гордился своей идентичностью – причастностью к расположенному в далеком Заполярье сообществу.

Норильчане не только научились уютно жить при любом морозе, но и, достигнув максимального бытового комфорта, стали дразнить Седой Таймыр, позволяя себе вольности.

Например, некоторые норильские туристы много десятилетий считают особым шиком встретить Новый год где-нибудь в тундре или в горах плато Путорана, причем не в теплой избе, а непременно в палатке, а то и вовсе без таковой.

«Кроме того, норильские путешественники то и дело совершают пешие походы самой высокой степени сложности, автономно покоряя многие сотни таймырских километров, невзирая на мороз и пургу. Такие маршруты бывают по-настоящему опасны и классифицируются как самые сложные, – пояснил исследователь. – Но риск не останавливает смельчаков, среди которых есть и женщины. Например, несколько лет назад наши туристы пересекли пешком весь Таймыр, добравшись до самой северной точки Евразии – мыса Челюскин. Они преодолели около тысячи километров за 41 день! Пока это рекорд».

Еще больше интересных фактов о Норильске и норильчанах читайте в нашем фотопроекте «Автографы истории».

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Анжелика Степанова

Фото: Николай Щипко и Денис Кожевников

11 марта, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности