12+

Три года Норильский комбинат возглавлял Алексей Логинов

29 июня 2022, 18:50

Бывший грузчик и литейщик был одним из эвакуированных в годы войны мончегорцев.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Алексей Борисович Логинов родился в феврале 1906 года в селе Зимницы Ульяновской области. В 1922-м поехал в Ленинград, был грузчиком в порту и литейщиком на заводе «Красный выборжец».

В 1936-м Логинов окончил обогатительный факультет Ленинградского горного института, три года работал в нем научным сотрудником, участвовал в исследованиях по переработке медно-никелевых руд. В 1939 году стал главным инженером кобальтового завода комбината «Североникель».

Панорама строительства площадки завода №25 (кобальтового завода), март 1943 года

В 1941-м вместе с другими мончегорцами его эвакуировали в Норильск. Вот как вспоминал об этом сам Алексей Логинов:

«Мы, мончегорцы, приехали в Норильск. Первое впечатление было тягостным. Хотя и встретили нас приветливо и радушно, но очень уж большой контраст был по сравнению с Мончегорском. Там благоустроенный город, чудесная, почти пришвинская природа, а тут… Примитивная станция узкоколейки, деревянный рабочий поселок, все убого, серо.

Разместили нас в строящихся бревенчатых домах. Жили в тесноте – по две-три семьи в комнате. Постепенно, по ходу строительства домов, нас переселили в коммунальные квартиры, потом и в отдельные. Трудно нам было на первых порах и с климатом. Резкие и частые изменения температуры и давления угнетали, сказывались на самочувствии, на здоровье».

Общий вид кобальтового завода, 1944 год

В первые годы войны в Норильске Логинов возглавлял кобальтовый сектор, начиная со строительства и пуска опытной установки «Норильский кобальт» и кончая строительством и эксплуатацией кобальтового завода (который потом стал хлорно-кобальтовым цехом  Никелевого завода). По сути, он был отцом норильского кобальта.

Хлорно-кобальтовый цех, начало 1950-х

«Я был начальником технологического сектора проектного отдела комбината и в то же время главным инженером проекта большого кобальтового завода, начальником опытного кобальтового цеха, построенного по моему проекту (его разместили в одном из помещений временной электростанции), а также начальником опытно-исследовательского отдела.

С утверждением технического проекта кобальтового завода возникли трудности. Когда он был готов, мы его отправили на экспертизу в Москву. Попал этот проект к соответствующим специалистам, и большая их часть дала отрицательное заключение. Авраамий Павлович (он уже был в Москве), поддавшись убеждениям специалистов, не утвердил его. И каких только эпитетов я не наслушался в свой адрес! И прожектером обзывали, и малограмотным. Я попросил начальника комбината Панюкова откомандировать меня в Москву. В Москве пришлось  пройти все инстанции, и академиков, и профессоров убеждать в моей правоте.

Постепенно я склонил их на свою сторону, и, когда появился перед очами Завенягина, он только усмехнулся и подписал новую экспертизу, подтверждавшую технический проект, сказал: «Поздравляю!» Как сейчас говорят, мой рейтинг в Норильске сразу вырос».

Алексей Логинов

Затем Логинов руководил Малым металлургическим заводом. С 1943-го по 1948 год возглавлял управление металлургических заводов, потом управление обогатительных предприятий. В 1954 году стал директором Норильского комбината.

1966 год

Логинов проработал в качестве директора комбината всего три года. В эти году ему пришлось переводить на новые рельсы все хозяйство: комбинат перешел из ведения МВД в Министерство цветной металлургии. Вместо бесплатной рабсилы теперь привлекали вольнонаемных специалистов. На комнатную систему перестраивались лагерные бараки, размещались тысячи новоселов.

Проводы Логинова из Норильска

При Логинове осуществилась промышленная, правовая, техническая революции. При его участии еще в 1953 году выдавали задания по проектированию бассейна в Норильске, больницы на 880 коек, местного телецентра, Дворца культуры. Благодаря Логинову стали перевозить работников комбината на отдаленные предприятия – возник НПОПАТ.

В 1957 году Логинов ушел с должности по состоянию здоровья. В память о нем и других мончегорцах в Норильске на улице Кирова, 1, есть памятная доска.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что Московская и Ленинградская улицы – архитектурный памятник комсомольскому десанту.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля» и архив редакции

29 июня, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности