12+

Северному морскому пути исполняется 90 лет

20 сентября 2022, 14:45

Эксперты рассказали об истории и перспективах главной арктической дороги жизни.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В 2022 году кратчайшая трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком – Северный морской путь (СМП), которую часто называют «арктической дорогой жизни», отмечает 90-летие.

История

В 1932 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» смогла за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Тогда же было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). Эти события считаются началом создания СМП, но осваивать арктические просторы полярники начали еще раньше, сообщает портал goarctic.ru.

«Поморы бороздили Баренцево и Карское моря еще в XII веке, а освоение Северо-Восточного прохода, как тогда говорили, началось в XVI веке. Тогда же идею кратчайшего пути из Европы в Китай и Индию четко сформулировал русский дипломат Дмитрий Герасимов. С тех пор в Арктику отправлялись десятки экспедиций. В 1879 году Адольф Норденшёльд смог пройти полным маршрутом с Запада на Восток, а в 1910–1915 годах Русская гидрографическая экспедиция повторила его в обратном направлении. Скорее в 1932 году началась новая эпоха, когда сквозные рейсы по Севморпути стали относительно регулярными», – рассказал научный сотрудник РГМАА Илья Рудь.

30-е годы ХХ века стали прорывными для СМП. В 1933–1934 годах состоялись экспедиция на пароходе неледокольного класса «Челюскин», в 1934 году сквозное плавание Восток – Запад на ледорезе «Литке», в 1937–1940 годах – героический дрейф экипажа ледокола «Георгий Седов» и папанинская станция «Северный полюс – 1» в 1937–1938 годах.

В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути проводили боевые корабли Тихоокеанского флота в Баренцево море. Морские конвои Северного флота защищали морской путь.

Строительство первого атомного ледокола «Ленин», который начал свою полярную вахту в 1960 году, стало важным этапом послевоенного освоения Севморпути. Вслед за «Лениным» появилась целая линейка атомных ледоколов, и в 1978 году начались регулярные транспортные морские перевозки караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых судов.

Дудинский морской порт летом

Сегодня на Крайнем Севере проживают более 20 миллионов россиян, а СМП становится по-настоящему национальной единой транспортной коммуникацией.

Задачи и планы

Президент РФ обозначил развитие СМП как приоритетную национальную цель – приняты стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года, план развития Северного морского пути до 2035 года, по которому за 13 лет в инфраструктуру СМП вложат около 1,8 триллиона рублей.

Ключевыми показателями являются обеспечение грузооборота в 80 миллионов тонн к 2024 году и регулярной круглогодичной навигации к 2030 году. В планах развития СМП грузопоток в 2030 году должен составить 150 миллионов тонн, к 2035 году – 220 миллионов тонн.

Арктическая флотилия

В планах госкорпорации «Росатом» к 2030 году существенно изменить парк российских ледоколов. Из четырех ныне действующих атомных ледоколов на трассе СМП останется только «50 лет Победы» с продленным ресурсом. К нему добавятся семь ледоколов проекта 22220, один ледокол «Лидер» – самый мощный в мире, строящийся на дальневосточной судоверфи «Звезда», и четыре неатомных ледокола на органическом топливе. Таким образом, в Русской Арктике через восемь лет будет 13 ледоколов.

Как сообщают в «Росатоме», дополнительно необходимо построить от 80 до 130 единиц грузовых судов ледового класса. Поэтому сейчас прорабатывается возможность строительства крупнотоннажной верфи на острове Котлин.

В Госкорпорации не исключают, что все это позволит сократить время преодоления СМП с двух недель до десяти суток.

Принцип одного окна

С 1 августа 2022 года в составе «Росатома» учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», и теперь основные полномочия по управлению судоходством в акватории СМП концентрирует госкорпорация.

«Это также повысит безопасность мореплавания в Арктике, поскольку закон предусматривает предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Севморпути, содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами и мониторинг движения судов», – рассказал исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Алексей Фадеев.

Сейчас ведется работа по созданию единой цифровой платформы, как части большой экосистемы СМП.

Вся необходимая информация будет аккумулироваться при помощи спутниковой группировки, авиации, включая беспилотники, и данных, получаемых непосредственно с борта судов.

«Цифровая платформа должна быть направлена на то, чтобы по понятным алгоритмам получать качественную информацию из штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» и предоставлять ее в удобном виде для всех судовладельцев. Я считаю, что задача амбициозная, источников информации сейчас не хватает, но мы пытаемся их наращивать. И если к концу 2024 года мы закончим эту работу, то, думаю, судовладельцы точно скажут спасибо», – специально для GoArctic отметил замдиректора дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.

СМТК или второй Суэц?

Ранее эксперты рассчитывали, что СМП превратится к 2035 году в международный транспортный коридор, конкурирующий даже с Суэцким каналом. Однако глобальный геополитический кризис внес серьезные коррективы. Очевидно, что в ближайшее время придется рассчитывать преимущественно на собственные силы и резервы.

«Ждать от Севморпути серьезного международного транзита бесперспективно. В лучшем случае к нам будут доставлять по нему зарубежные товары. СМП нужно рассматривать прежде всего с точки зрения каботажных внутрироссийских перевозок – и это, кстати, самым благоприятным образом скажется на развитии всех северных территорий, а также на укреплении экономических связей между западом и востоком страны», – уверяет директор информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский.

Из 35 миллионов тонн грузов, перевезенных по СМП в 2021 году, лишь два миллиона тонн пришлось на международный транзит. А в 2022 году, по оценке специалистов, он и вовсе составит 200 тысяч тонн. В этой ситуации скорее следует говорить о превращении СМП в полноценный Северный морской транспортный коридор (СМТК).

Административно протяженность Севморпути – от Карских Ворот до бухты Проведения – составляет около 5600 километров. Исторически же он всегда рассматривался и развивался как единая транспортная коммуникация по Северному Ледовитому океану, а иногда и от Санкт-Петербурга до Владивостока. В этом случае длина так называемого СМТК или Большого Северного морского пути превышает 14 тысяч километров.

В Минвостокразвития уже разработали программу субсидирования арктических рейсов на сумму 560 миллионов рублей.

В этом году единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» уже опробует привычный для себя маршрут Петропавловск-Камчатский – Мурманск – Санкт-Петербург уже по новым льготным тарифам.

Среди нерешенных проблем – отстающая портовая инфраструктура, нехватка дноуглубительного флота, северный завоз, дефицит квалифицированных кадров.

Однако в «Росатоме» смотрят на ситуацию со сдержанным оптимизмом и уверяют, что все планы будут выполнены точно и в срок.

Напомним, Россия возрождает программу дрейфующих станций в Арктике. Эксперты рассказали, как потепление влияет на судоходство в Арктике. «Таймырский телеграф» писал также, что «Росатом» поднимет со дна акватории Арктики опасные радиоактивные объекты.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Анжелика Степанова

Фото: Денис Кожевников и пресс-служба Заполярного транспортного филиала «Норникеля»

20 сентября, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности